Categories:

Костюмы супергероев наконец-то получили признание, которого они заслуживают

Совсем недавно при упоминании слов «костюмы супергероев» нам на ум приходили такие вещи, как резиновые комбинезоны с выдающимися, эм, бэт-сосками, мужчины в ярких трико и женщины в непрактичных и откровенных боди. И, вероятно, многие люди по-прежнему так и думают.

«Раньше нам казалось, что костюмы супергероев слишком нелепые, и никто не заботился об их качестве. Вся суть была в том, что это фантастика: герой, которого на самом деле не существует», — рассказывает художник по костюмам «Черной пантеры» Рут Е. Картер, размышляя об общественном мнении на эту тему. — «Теперь мы гораздо серьезнее к ним относимся».

Конечно, первыми талант и мастерство, стоящие за поджанром фильмов на основе комиксов, признали члены Гильдии художников по костюмам. В 2005 году это профессиональное объединение учредило премию «Лучшие костюмы в фэнтези-фильме» и отделило ее от категории исторического фильма. В список ее первых номинантов вошла Линди Хемминг за работу в фильме Кристофера Нолана «Бэтмен: Начало». 

С тех пор было лишь два случая, когда в номинантах одновременно оказывалось сразу два фильма о супергероях: в 2012 году это были Александра Бирн за «Тора» и Сэмми Шелдон за «Людей Икс: Первый класс», а в 2018 — Майес С. Рубео за «Тора: Рагнарёк» и Хемминг, которая получила статуэтку за «Чудо-женщину». (В 2017 году Бирн была награждена за «Доктора Стрэнджа»).

Но в этом году костюмы супергероев впервые оценили в целых трех фильмах на основе комиксов, что сделало этот жанр лидером категории «Лучшие костюмы в фэнтези-фильме»: в номинантах оказались «Аквамен», над которым поработала Ким Барретт, «Мстители: Война бесконечности» с Джудианной Маковски, которая в 2002 году получила премию «Лучший дизайн костюмов в историческом/фэнтези-фильме» за «Гарри Поттера и философский камень» (а также была номинирована еще 4 раза, в том числе за «Людей-Икс: Последняя битва» в 2007 году), и, конечно, «Черная пантера» Картер, которая получила за нашумевший блокбастер свою третью номинацию на «Оскар».

Разумеется, в прошлом фэнтези-фильмы уже прорывались сквозь ряды исторических любимчиков «Оскара»: в 1978 году номинацию получил Джон Молло за фильм «Звездные войны», а совсем недавно в категории оказались Дженни Беван за «Безумного Макса: Дорога ярости» (2016) и Коллин Этвуд за картину «Фантастические твари и где они обитают» (2017). Но номинация Картер за «Черную пантеру» стала первым случаем, когда фильм о супергероях включили в категорию, обычно посвященную историческим фильмам. Конечно, «Черная пантера», написанная и поставленная Райаном Куглером — это не просто кино о супергероях. Один из номинантов на «Лучший фильм», «Черная пантера» — это эпическая картина с мощным, трогательным сюжетом и глубоким культурно-историческим значением. 

Потрясающая работа Картер, которая с помощью цветовой палитры, деталей и мастерства, стоящего за созданием и сборкой сложных костюмов, отдает дань африканской культуре, помогает устранить множество барьеров, в том числе и то, какое мнение складывается у зрителей — и Киноакадемии — о дизайне костюмов супергероев. 

«Столько талантливых людей вкладывает в него свой труд: графические художники, люди, занимающиеся печатью по ткани, производители брони, производители шлемов, мастера обуви, перчаточники, ювелиры, производители пуговиц — все эти люди создают этот проект с нуля», — говорит Баррет. 

«Возможно, люди считают, что раз костюмы супергероев были придуманы еще в комиксах, значит, их дизайн на самом деле разработан не тобой», — говорит Баррет, которая отвечала за дизайн в фильме «Новый Человек-паук», который в 2012 году больше основывался на реальных съемках, а не на компьютерной графике, а также работала с культовой трилогией «Матрица». В таких престижных премиях, как «Оскар», номинации определяются отделением художников по костюмам Киноакадемии, а затем в голосовании принимают участие все члены жюри. Правило 9, пункт 2 гласит, что «костюмы для картины должны быть придуманы художником по костюмам».

«Грязная тайна», как ее называет президент Гильдии художников по костюмам Сальвадор Перес (при этом большинство фанатов комиксов эту тайну прекрасно знают), заключается в том, что ключевые костюмы супергероев и злодеев, как правило, нарисованы концептуальными художниками — у многих из них даже есть собственные поклонники. Иллюстрации, основанные на определенной серии комиксов, получают обратную связь от режиссера и руководства студии, а затем передаются художникам по костюмам. Но что не получает должного внимания, так это то, какой объем изобретательности и оригинальной работы должны произвести художники по костюмам, трудясь над совершенствованием культовых образов. 

«Костюмы супергероев просто супер — возможно, это плохой каламбур — и их очень сложно сделать», — говорит Маковски, которая посвятила Кинематографической вселенной Marvel последние пять лет своей деятельности, разрабатывая костюмы для фильмов «Капитан Америка: Зимний солдат» и «Гражданская война», «Стражи Галактики. Часть 2», а также для предстоящей картины «Мстители: Финал» — так что она знает, о чем говорит. — «Конечно, мы пытаемся сохранить суть первоначального эскиза и то, что из себя представляет этот концепт, но он развивается и обновляется».

Чаще всего, костюм супергероя приходится перерисовывать — а затем разрабатывать и переделывать несколько прототипов — для того, чтобы создать «героический» силуэт и идеально подогнать его под фигуру конкретного актера (в процессе производства дизайнеры тоже часто сотрудничают с концептуальными художниками). В разработанном костюме должно быть удобно двигаться и производить определенные действия, и в то же время он должен динамично смотреться на экране. 

«Больше трех четвертей всей “битвы” заключается в том, чтобы разобраться, как сделать так, чтобы эти вещи хорошо смотрелись в фильме» — добавляет Маковски, отпуская еще один непреднамеренный каламбур. 

К тому же, по словам Маковски, костюмы из прошлых франшиз почти всегда «обновляются и в некоторой степени переделываются» (если только это не костюм, который задерживается в кадре меньше, чем на «две секунды»). Одним из примеров полного обновления является эволюция костюма Аквамена из «Лиги Справедливости» до его сольного фильма. Для большей части образов, предстающих на экране, дизайнер по костюмам и команда художников отдела костюмов разрабатывают дизайн сами. 

«В качестве доспехов короля Атлана мы решили использовать крошечную золотую чешую, и каждая деталь была отлита ювелиром», — говорит Баррет, объясняя, насколько кропотливые детали необходимы каждому костюму для того, чтобы создать визуально яркий, замысловато текстурированный и правдоподобный подводный мир. — «Это очень трудоемкая, профессиональная и технически точная работа». 

Зрители и критики часто переоценивают объемы компьютерной графики, используемой для усовершенствования костюмов. Баррет рассказала нам, что кроме развевающихся плащей и платья Эмбер Херд, украшенного медузами, все костюмы в «Аквамене» были созданы в реальной жизни. Но это не значит, что художники по костюмам не используют в процессе работы технические знания — особенно при создании костюмов супергероев. 

«Костюмы переместились в область науки, и мы определенно задействуем в работе с костюмами больше технических специалистов», — говорит Маковски. 

Дизайнерам необходимо успевать за быстро развивающимися технологиями (или опережать их) и сотрудничать с экспертами для того, чтобы моделировать мускулатуру, создавать слепки с помощью вакуумной формовки, продумывать фактурные узоры и проектировать предметы для 3D-печати. 

«У нас нет какой-нибудь волшебной кнопки, на которой написано “Создать костюм пантеры”», — говорит Картер. — «Это гораздо более детальная работа, она занимает гораздо больше времени и стоит намного дороже».
«Костюм [Черной Пантеры] расширяет представления о герое, который является нашим спасителем: он выносливый, красивый, величественный, гладкий, динамичный, и у него есть история», — говорит Картер, в честь которой IMG и Harlem Fashion Row недавно провели мероприятие, прошедшее во время Недели моды в Нью-Йорке.

При сборке и разрисовке облегающих костюмов из вибраниума для Черной Пантеры и Киллмонгера Картер применяла высокотехнологичный, трудоемкий и многоступенчатый метод. Она также обратилась к признанному специалисту по 3D-печати Джулии Кернер для создания величественного и замысловатого головного убора и плечевой накидки, которые она разработала для королевы Рамонды (Анджелы Бассетт), используя в них отсылки к одеяниям южноафриканского племени Зулу.

Работа Картер над «Черной пантерой», номинированная на «Оскар» — это мощное отображение и торжество истории, наследия и гордости за свою культуру, выраженные в создании фантастического мира, не существующего в нашей реальности — который, тем не менее, оказался не менее внушительным и разработанным, чем костюмы, созданные для исторических фильмов. Дизайнер, ранее уже номинированная на «Оскар» за «Амистад» и «Малкольм Икс», использовала множество элементов культуры нетронутых колонизацией африканских народов, в разное время населявших территорию континента, для того, чтобы выделить каждую общину и регион, собранные в скрытом высокотехнологичном раю вымышленной Ваканды. 

«Я не вижу причин, по которым адаптация комикса была бы менее интересной или достойной, чем разработка исторических образов», — говорит Сэм Маггс, писательница и автор книг «The Fangirl’s Guide to the Galaxy и «Girl Squads». 

Она сравнивает богатые и захватывающие сюжеты комиксов Marvel и DC Universe, насчитывающие уже более 50 лет — в том числе «Черной пантеры», которая появилась в 1966 году — с архивными образами, историей и литературой, которые изучают дизайнеры при работе с историческими фильмами.

«Мне пришла в голову идея о том, чтобы придерживаться традиционных техник производства и идеалов красоты различных племен, но воссоздавать их и выражать к ним уважение как-то по-новому», — говорит Картер, вспоминая о работе с африканскими ремесленниками при создании таких ювелирных изделий и украшений, как золотые нарукавники и колье лидера группировки Дора Миладже, Окойе, вдохновленные женщинами южноафриканского народа Ндебеле. — Этот мир, который мы создали [в Ваканде], обладает теми же составляющими, что и историческое место, тем более, нам удалось создать оригинальные вещи. Которых до этого не существовало — даже в прошлом». 

Кроме того, в обществе по-прежнему существуют предубеждения к самому исходному материалу. «Часто кажется, что [эти фильмы] отбрасывают в сторону просто потому, что они созданы по мотивам комиксов», — говорит Маггс. Но авторы комиксов — или графических романов — например, Брайан Майкл Бендис, Брайан К. Вон, Келли Сью ДеКонник и покойный Стэн Ли — это литературные гении, которых не следует сбрасывать со счетов. К тому же для того, чтобы привлечь более широкую аудиторию и подогнать комиксы под современный мир, заслуженные авторы и журналисты создают новые версии и интерпретации любимых произведений. Серия комиксов «Черная пантера», на которой был основан фильм, была написана в 2016 году лауреатом Национальной книжной премии США Та-Нехиси Коутом и проиллюстрирована Брайаном Стелфризом, а еще одну серию про этого супергероя написала автор бестселлеров по версии The New York Times Роксана Гей в соавторстве с поэтессой Йоной Харви. 

Что касается высоких ожиданий фанатов, разработка костюма супергероя, вдохновленного нарисованным персонажем комикса, представляет собой особенно сложную задачу по сравнению с созданием фантастического одеяния, описанного в книге — к примеру, костюма Гарри Поттера или Леголаса из «Властелина колец». 

«В фильмах про супергероев костюмы должны быть культовыми», — говорит Маггс. — «Для многих людей — это отражение их детства. Они символизируют персонажей, которые очень близки и важны людям». 

Поэтому ожидания зрителей еще более высоки — и, как всем нам хорошо известно, фанаты комиксов всегда очень активно высказывают свое мнение. Но для Картер это стало мотивирующим — если не захватывающим — вызовом. 

«Когда люди видели, как Т’Чалла превращается в Черную пантеру, они аплодировали, потому что он очень многое значит для своих фанатов — для тех, кто давно следит за его историей», — добавляет Картер. — «Он так много значит, что с этим костюмом нельзя жульничать. Он должен быть разработан от и до».

Так и получилось — и похожего консенсуса добилась Картер, которая недавно получила премию Critics’ Choice Awards и была номинирована на «Оскар», обойдя обычно лидирующие исторические фильмы, вышедшие в этом году. «Это что-то грандиозное. Это очень важное событие», — говорит создатель Clothes on Film и автор книги «Мода в фильмах» Кристофер Лаверти. — «Она обязательно победит, и это будет заслуженно».

«Самое замечательное в фильмах про супергероев — и чего нет в других фильмах — это то, что тебе удается поработать со всеми своими друзьями-художниками по костюмам, чего в другое время мы никогда не делаем», — говорит Маковски. 

И всё же, изменится ли в этом году то, как люди относятся к дизайну костюмов супергероев? Ну, во-первых, важную роль в этом играет Академия. «Мы — свои злейшие враги, потому что все номинации отбираются нашими коллегами», — говорит президент Гильдии художников по костюмам Перес. — «Поэтому если даже мы, художники по костюмам, не уделяем им внимания, то чего уж ожидать от общественности?»

«Ты не оценишь дизайн костюмов для супергероев, пока сам не попробуешь заняться его разработкой. Но чем больше людей начинают работать над этим, тем больше они разбираются в этом искусстве», — говорит Маковски.

А зрители, дизайнеры и критики будут видеть эти костюмы всё чаще, потому что фильмы о супергероях еще не скоро перестанут быть популярными. По данным Screenrant, в 2019 году в кинотеатрах покажут рекордное количество фильмов на основе комиксов — 11 (к сравнению, в прошлом году их было всего 6), в том числе картины «Капитан Марвел», «Мстители: Финал» Маковски и фильм о суперзлодее «Джокер». (Кроме того, не стоит забывать и о героях из сериалов, в том числе тех, что будут транслироваться в готовящихся к запуску приложениях от DC Universe и принадлежащему Marvel Disney+, где уже во время кинопроката можно будет посмотреть «Капитан Марвел».) 

«Я надеюсь, что это как-то повлияет на нынешнюю ситуацию. Нам есть за что поблагодарить “Черную пантеру”», — говорит Барретт. — «Это очень помогает всем дизайнерам, которые работают в том же жанре».

По мере того, как фильмы о супергероях становятся всё более многочисленными и продолжают изучать новые пути для раскрытия историй — и особенно для того, чтобы отметить важность разнообразия народов и культур — их костюмы будут всё более изумительными, и основу для этого сейчас закладывает «Черная пантера» Картер. 

Источник: mcmag

promo fanfanews march 17, 20:04 8
Buy for 20 tokens
Успешных фильмов по произведениям Стивена Кинга довольно немного относительно всех его экранизаций. Тем не менее, продюсеры свято верят в то, что имя Кинга гарантирует сборы и бьются за права на его книги. В этом году нас ждет вторая часть « Оно », новая версия « Кладбища домашних животных »,…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded