Кареты на воздушных шарах, здания-поезда, мосты между планетами: будущее от художников XIX века

Паровые машины, подводные лодки, фотоаппараты — всё это появлялось так быстро, что многим казалось — в дальнейшем прогресс будет идти быстрее.

The Public Domain Review
The Public Domain Review

Экстраполяция и фундаментальность

Карикатуры на возможное будущее появлялись на обертках шоколада, почтовых открытках, вкладышах из пачек сигарет. Художники стремились показать свое видение далёкого 2000 года. Прогнозы о будущем городов и цивилизации в целом стали появляться в 18–19 веках — до этого о будущем в современном смысле этого слова не думали, поясняет руководитель и куратор публичной программы архитектурной школы МАРШ Александр Острогорский.

По его словам, город как объект для размышлений появился именно в то время. «Настоящее и будущее представлялось как прекрасным, так и ужасным, и, конечно, смешным тоже», — отмечает он. Черты подобных прогнозов можно увидеть в карикатурах французских, немецких и английских художников.

«Во-первых, они построены на экстраполяциях, какое-то существующее явление просто представляется бесконечно растущим, — рассказывает эксперт. — Во-вторых, они редко затрагивают фундаментальные основы общества. Часто на карикатурах люди через 100 лет ходят в такой же одежде, хотя вокруг них — фантастическая техника, высокие небоскребы и так далее».

Пример такой экстраполяции прогресса можно увидеть в немецком журнале Spiegel. На карикатуре изображен паровоз, который тащит за собой дом. Над ним надпись: «Подвижные дома в 2000 году». Автор изображения рассуждал, что если человеку не нравится жить в каком-то месте, то он может переехать. «Почему бы сразу не переехать [с домом] на городском поезде?» — говорится в подписи.

Sammlung Peter Weiss/Hildebrand
Sammlung Peter Weiss/Hildebrand

Как отмечает издание, эта выдумка со временем была реализована. Некоторые дома действительно можно перевезти.

Getty Images
Getty Images

На других карикатурах в Spiegel можно увидеть скоростные поезда из Парижа в Орлеан, кинозалы, быструю печать газет и роботов, которые смогут сочинять и играть музыкальные произведения.

Museum LA8/ Honoré-Daumier-Gesellschaft
Museum LA8/ Honoré-Daumier-Gesellschaft
Museum LA8/ Slg. D. Ante
Museum LA8/ Slg. D. Ante

Вера в изменения и новые страхи

Авторы карикатур и концептов надеялись, что многие изменения произойдут в настоящем, а не в будущем, говорит Александр Острогорский. По его словам, «будущее каждый видит таким, каким на самом деле хотел бы видеть настоящее».

Жители 19 века верили в изменения, пишет Spiegel, поскольку ни один человек, живший в ту эпоху, не ушел из жизни, застав её в том же виде, в котором увидел впервые.

«Кто пришел в этот мир между каменным веком и Ренессансом, тот имел право утешаться тем, что до собственной смерти он останется прежним», — пишет Spiegel.

Некоторые вещи, которые мы сегодня считаем привычными, для наших предшественников были шоком. Как отмечает издание, подобные «шоковые волны» породили карикатуры на будущее и спровоцировали появление нового жанра литературы — научную фантастику.

После «Утопии» философа Томаса Мора, написанной в начале 16 века, появлялись только социальные и политические утопии. Но в 19 веке их место заняли утопии Герберта Уэллса, Мери Шелли и Жюля Верна.

«Крытые» города будущего Sammlung Peter Weiss/Hildebrand
«Крытые» города будущего Sammlung Peter Weiss/Hildebrand
Современные торговые центры, которые под одной крышей объединяют несколько «домов»
Современные торговые центры, которые под одной крышей объединяют несколько «домов»

Карикатуры отображали возможный прогресс в быту, а не в городском проектировании. «Они оперируют тем, что в жизнь людей входит какая-то новая для них реальность. Тогда были карикатуры, сегодня у нас есть фильмы про киборгов», — комментирует Александр Острогорский.

Футуролог и разработчик сервиса Caramba Switcher Сергей Москалев отмечает, что общая черта концептов городов будущего 19 века — это скорость. «Нельзя не вспомнить интересную и забытую повесть “4338-й год” с предвидениями “русского Фауста” князя Владимира Одоевского, написанную им в 1835–1840 годах, где впервые достаточно много говорится о технологиях», — отмечает Москалев.

В утопическом романе Одоевского говорится, что в будущем «книги будут писаться слогом телеграфических депешей», «типографии будут употребляться лишь для газет и для визитных карточек; переписка заменится электрическим разговором; проживут еще романы, и то не долго — их заменит театр, учебные книги заменятся публичными лекциями». Одоевский также предсказывает появление «магнетических телеграфов, посредством которых живущие на далеком расстоянии разговаривают друг с другом».

Сергей Москалев подчеркивает, что «видение Одоевского намного превосходит по смелости видение английского прерафаэлита и социалиста Уильяма Морриса», который описывает 2000 год в романе «Вести ниоткуда, или Эпоха спокойствия». По его словам, Морриса как «медиевиста, тяготеющего к эпохе Ренессанса» больше интересует искусство и психология, чем техника.

The Public Domain Review
The Public Domain Review

Однако с появлением электричества возникла и ночная жизнь. Изменились условия труда, фабрики стали давать рабочие места, но изменили традиционные часы отдыха — работать приходилось больше. Это повлияло на город и деревню: ускорился транспорт, с появлением телеграфа стала возможна связь на дальнем расстоянии, расширилось жилое и торговое пространство, территория передвижения.

Страх перед одержимостью захвата и освоения новых территорий изобразил в 1844 году карикатурист Грандвилль: он нарисовал систему, в которой между небесными телами люди воздвигли мосты. Незадолго до этого в 1825 году Джордж Крюкшанк изобразил путешествие на воздушных шарах, бюро «надувательств» конкурировало с агентством по полетам на Луну. А художник Альберт Робида предполагал в 1883 году, что люди будут перемещаться на дальние расстояния, проходя через трубы.

Grandville/Museum LA8
Grandville/Museum LA8

Одни авторы проектов будущего считали, что в будущем человек продолжит работать над научно-техническим прогрессом: будет захватывать большие территории — научится существовать в небе, в космосе и под водой, а машины заменят людей не только на заводах, но и в других сферах деятельности: в культуре, искусстве, домашнем хозяйстве.

Другие создатели концептов будущего верили в обратное. С помощью карикатур или утопических проектов они старались указать на правильный, по их мнению, путь развития общества. Во многих карикатурах гиперболизированные черты научно-технического прогресса показаны в негативном ключе. Так их авторы пытались указать на несовершенство и возможную губительность такого подхода.

Идеальные города

Появление утопий в проектировании городов приводило в том числе к формированию концептов идеального города. «Город будущего и идеальный город могут быть одним и тем же, могут быть разными вещами», — поясняет Александр Острогорский.

Идея об идеальном городе впервые появилась еще у древних греков. Платон в труде «Государство» попытался смоделировать формат отношений между людьми в идеальном государстве, в котором демократия считается несовершенной, несправедливой властью большинства, отмечает футуролог Сергей Москалев.

После древнегреческих философов на протяжении нескольких веков разные мыслители представляли свои концепты. Суть подобных проектов была в том, что они представляли другое устройство общества. «У таких проектов есть очень конкретный автор, у которого есть какая-то программа, большая идея», — рассказывает Острогорский. Карикатуры же составлялись просто наблюдательными художниками, а не исследователями.

В 19 веке началось обсуждение и моделирование технологической среды, которая в то время начала окружать человека, способствуя его выживанию. По словам Сергея Москалева, утопические проекты нередко были «реакцией на несовершенства, видимые вокруг: войны, эпидемии и стихийные бедствия».

«Идеальный город», круг Пьеро делла Франческа или Альберти, Леон Баттиста или Лаурана, Лучано де или Мелоццо да Форли, середина XV века, Национальная галерея Марке
«Идеальный город», круг Пьеро делла Франческа или Альберти, Леон Баттиста или Лаурана, Лучано де или Мелоццо да Форли, середина XV века, Национальная галерея Марке

Идеальные города предполагали не просто изменение городской среды, но и изменение общественного поведения. Авторы концептов нередко обращали внимание на психологию человека будущего. Например, в романе Одоевского рассказывается о неком «месяце отдохновения» в Петербурге будущего.

«Таких месяцев постановлено у русских два: один в начале года, другой в половине; в продолжение этих месяцев все дела прекращаются, правительственные места закрываются, никто не посещает друг друга. Это обыкновение мне очень нравится: нашли нужным определить время, в которое всякий мог бы войти в себя и, оставив всю внешнюю деятельность, заняться внутренним своим усовершенствованием или, если угодно, своими домашними обстоятельствами» — пишет Одоевский.

Позже устройство общества начинает интересовать и архитекторов. «Архитектор, который проектирует идеальный город, делает одно из двух: либо просто развлекается, делает картинки, либо выступает в роли мистика (в эпоху Возрождения), философа (в 18 веке), политика, социолога (в 19–20 веках), — рассказывает эксперт. — В таких проектах границей чаще всего становится масштаб. Идеальный город, который проектирует архитектор, отделен от нас не географическим расстоянием, не временем, а масштабом. Он слишком сложный, слишком большой, слишком правильный, чтобы быть реализованным».

Сбывшиеся мечтания

Сегодня сложно ответить на вопрос, что именно сбылось из концептов и «предсказаний» будущего, объясняет Острогорский. «Дома стали больше, но самолеты между ними не летают. Такую вещь как автомобиль карикатурист 19 века представить себе не мог» — добавляет он.

Воздушная полиция The Public Domain Review
Воздушная полиция The Public Domain Review

Кроме того, города не живут отдельной жизнью. Помимо технического и научного прогресса в 20 веке жителей ждали войны, изменения в политике, в обществе, во досуге людей.

Аудиокниги
Аудиокниги

«Например, по-прежнему человек предпочитает ходить пешком, если есть такая возможность (близко работа, магазин, друзья). Мы не очень любим темноту, плохую погоду, грязь, разнообразные препятствия. Хотим, чтобы было безопасно», — отмечает Александр Острогорский.

Катание по воде на карикатуре Sammlung Peter Weiss/Hildebrand
Катание по воде на карикатуре Sammlung Peter Weiss/Hildebrand
Современное катание на водных лыжах Reuters
Современное катание на водных лыжах Reuters

Именно поэтому реальные концепты многих архитекторов и градостроителей 19 века сегодня выглядят актуальными.

Источник: vc

promo fanfanews март 17, 20:04 8
Buy for 20 tokens
Успешных фильмов по произведениям Стивена Кинга довольно немного относительно всех его экранизаций. Тем не менее, продюсеры свято верят в то, что имя Кинга гарантирует сборы и бьются за права на его книги. В этом году нас ждет вторая часть « Оно », новая версия « Кладбища домашних животных »,…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded