Category:

Рецензия на антологию «Хаос на пороге»

В мире тематических антологий редактор-составитель — бог, царь и воинский начальник, что бы там ни думали о себе некоторые писатели. Его работа — особая форма искусства: умелый составитель может слепить из проходных рассказов конфетку, просто выстроив их в определенной последовательности и снабдив вступлением. Джон Джозеф Адамс — один из самых авторитетных представителей этой профессии в англо-американской фантастике. Этот сборник он составил совместно с Хью Хауи, автором бестселлера-однодневки «Бункер», но почерк профессионала виден без всякой графологической экспертизы.

Строго говоря, в «Хаосе на пороге» Адамс и Хьюи беспардонно эксплуатируют эсхатологическую паранойю, которая после 11 сентября 2001 года среди любителей фантастики только нарастает. Но в креативности и определенном изяществе составителям не откажешь: вторичность темы они полностью компенсируют оригинальностью трактовки. 

«Постапокалиптическая фантастика повествует о сгоревшем мире, — пишет во вступлении Адамс. — Апокалиптическая — о горящем. „Хаос на пороге” — про зажженную спичку». 

Все рассказы, собранные под этой обложкой, посвящены миру на грани, миру за мгновение до гибели. Авторы сборника не балуют читателей разнообразием сценариев Конца света. Падение кометы («Наш нескладный мир разлетится на осколки» Джейми Форда), террористическая атака безумного хакера («Перезагрузка» Тобиаса Бакелла), зомби-апокалипсис («Агент неизвестен» Дэвида Веллингтона), великая засуха («В кадре — Апокалипсис» Паоло Бачигалупи), война между виртуальными личностями в Сети («Богов не сковать цепями» Кена Лю) — все эти сюжетные ходы достаточно банальны. Но обстоятельства, при которых наступит крах современной цивилизации, не особенно волнуют писателей: в рассказе «Бальзам и рана» Робин Вассерман, например, причина апокалипсиса вообще остается за рамками повествования. Участников антологии «Хаос на пороге» больше интересуют решения и поступки людей, застывших на краю бездны — даже если падать предстоит на протяжении десятилетий, как в новелле Нэнси Кресс «Скоро, скоро проскачут четыре всадника» о новом поколении Homo Sapiens, полностью лишенном гена агрессивности. Эта книга не столько о случайных жертвах катастрофы, сколько о ее виновниках — и о людях, которые все предвидели, стояли рядом, но не сумели остановить апокалипсис.

«Хаос на пороге» — многообещающее начало: в условный «Триптих апокалипсиса» входит еще две антологии Джона Джозефа Адамса и Хью Хауи: апокалиптическая «The End Is Now» и постапокалиптическая «The End Has Come». Любопытно будет проследить за эволюцией идеи — если, конечно, у наших издателей дойдут руки до этих книг.

Автор: Василий Владимирский

Источник: gorky.media

promo fanfanews march 17, 20:04 8
Buy for 20 tokens
Успешных фильмов по произведениям Стивена Кинга довольно немного относительно всех его экранизаций. Тем не менее, продюсеры свято верят в то, что имя Кинга гарантирует сборы и бьются за права на его книги. В этом году нас ждет вторая часть « Оно », новая версия « Кладбища домашних животных »,…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded