Category:

Рецензия на книгу Кристофера Приста «Архипелаг Грез»

Британец Кристофер Прист — писатель, незамысловатый как Кафка, бесхитростный как Борхес, простодушный как Сартр. Автор из поколения британских анфан-терриблей, бескомпромиссный нарушитель конвенций и табу, соратник и единомышленник Майкла Муркока, Брайна Олдисса, Джеймса Грэма Балларда, одна из крупнейших фигур в «новой волне» англо-американской фантастики. 

Всемирной известностью Прист обязан фильму Кристофера Нолана «Престиж», снятому по одноименному роману, но еще в шестидесятых-семидесятых компания молодых задир, собравшаяся вокруг Муркока, с шутками и прибаутками начала крушить стену, которая разделяла «фантастическое гетто» и «высокую литературу», и добилась, надо сказать, завидных результатов. Редкий современный список главных британских писателей второй половины XX века не включает хотя бы одно из этих имен.

Главной любовью Приста был и остается цикл «Архипелаг Грез»: именно в мир Архипелага автор то и дело возвращается на протяжении без малого сорока лет. Но начинать чтение цикла стоит не с романов «Островитяне» и «Лотерея», не с тех книг, которые все еще ждут перевода на русский, а именно с этого сборника повестей и рассказов. В книгу вошли ранние новеллы Приста, написанные в конце 1970-х, когда расплывчатые очертания Архипелага только начали подниматься над горизонтом. 

Две тысячи населенных островов и бессчетное множество безлюдных атоллов, скал и отмелей, раскиданных по мелкому теплому морю, живут своей странной, потаенной жизнью. Древние, неизвестно кем возведенные башни нагоняют свинцовую тоску, отвратительные ядовитые насекомые безжалостно мстят чужакам за вторжение в их ареал обитания, последние представители вымирающего племени разыгрывают эротические мистерии перед вуайеристами-учеными. На двух материках, Северном и Южном, кипит бесконечная «война без особых причин», ее отголоски доносятся до островитян — но глухо, запоздало, искаженно. Это только общие контуры, схематически заданные границы. Прист еще не определился с главным вектором атаки на читателя, он прощупывает почву, изучает подходы, проводит пристрелку. Но это уже вполне зрелая проза: каждый из рассказов основан на сложной метафоре, а мотив экзистенциального одиночества и покинутости звучит на их страницах вполне отчетливо. В принципе эту иллюзорную прозрачность можно принять за простоту, но не стоит спешить с выводами: зеркала лгут, совы не то, чем кажутся, а подзорная труба Кристофера Приста так и норовит превратиться то в дудочку гамельнского крысолова, то в калейдоскоп, а то и в бутылку Клейна.

Автор: Василий Владимирский
Источник: gorky.media


promo fanfanews march 17, 20:04 8
Buy for 20 tokens
Успешных фильмов по произведениям Стивена Кинга довольно немного относительно всех его экранизаций. Тем не менее, продюсеры свято верят в то, что имя Кинга гарантирует сборы и бьются за права на его книги. В этом году нас ждет вторая часть « Оно », новая версия « Кладбища домашних животных »,…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded