Categories:

Отзыв о комиксе «Первый человек на Земле»

«Гагарин летал, бога не видал», гласит широко разошедшаяся в народе антиклерикальная фраза, дожившая до наших дней в виде мемов. Не сказать, что она полностью соответствует содержанию новой графической истории Алексея Хромогина, в прошлом году заявившего о себе самобытным комиксом «Огни в лесу». Ну так «Первый человек на Земле» и не документальное и даже не псевдодокументальное произведение, это, скорее, размышление или даже медитация вокруг такого грандиозного события в истории человечества, как первый полёт человека в космос, навеки связанный с именем Юрия Алексеевича Гагарина. 

Он и является главным героем комикса. Вот только внешне не похож (тут можно или сказать «так надо», или пожурить художника за своеобразный стиль рисунка) на «нашего» Гагарина, проносящиеся перед его внутренним взором события из прошлого не всегда совпадают с реальной биографией, да и форс-мажорные моменты, связанные с полётом «Востока-1», вряд ли имели место на самом деле. 

Это – некий «Гагарин Хромогина», человек, на примере которого автор рассуждает о месте человека на Земле и в Космосе, о том, что держит «здесь» и манит «туда». Навскидку можно вспомнить знаменитую мангу «Странники», где тема «здесь» и «там» вообще была одной из ключевых, но у Макото Юкимуры людей держала на Земле не только гравитация, но и любовь, а вот у Хромогина с этим всё сложнее. Скажем так, он не жалеет в своём монохромном комиксе чёрной краски и воссоздает житейские, обыденные ситуации из жизни своего героя, глядя на которые понимаешь, что мысль «Валить!» в пустоте космического аппарата, совершающего свой первый виток вокруг планеты, могла звучать оглушающе громко.

«Альтернативный Гагарин» по своей структуре похож на «Зеркало» Тарковского. Да, вот так, ни много, ни мало. Герой, которого мы здесь всё же видим, хотя и не часто, в ключевой момент своей жизни проходит путь по воспоминаниям о близких, молодости, учёбе, первых полётах и о том, как он стал космонавтом. Не факт, что всё это было именно так, сами знаете, как причудливо порой работает память и на какие фокусы она способна. Как и у Андрея Арсениевича, многое здесь фиксируется на образе отца, равно как и на образе матери, в котором здесь, очевидно, представлена Земля. Таким образом, неотвратимый предстартовый отсчёт времени, закончившийся легендарным «Поехали!», ничто не помешает (а дальнейшие события это ещё и подтвердят) связать с перинатальными переживаниями, в которых зашифрованы для каждого из нас такие неизбежности, как рождение и смерть. 

В своей первой половине комикс невольно (или всё же направленно?) воспринимаешь как произведение в духе «неолиберализма» — ну, это когда в стране всё серо и плохо, люди неприметные механизмы системы и настоящий человек мечтает вырваться отсюда, пользуясь любым шансом; но это впечатление обманчиво, финальный диалог с одним крайне важным персонажем придаёт истории мощный и даже в чём-то духоподъемный посыл, хотя и переданный в тех же малорадостных образах и тонах. Финальные строки, взятые из песни Высоцкого (исполняет автор, также вписанный не самым похожим образом в графическое пространство), вроде бы этим присутствием ещё одного человека, которому было крайне тесно «здесь» (по мнению некоторых, но не всех), возвращают к мыслям, точнее, ощущениям, которые возникали вначале комикса, но мощнейший заряд, явленный в вышеуказанном диалоге, уже не загасить.

Алексей избрал для новой работы стиль рисунка, существенно отличающийся от «Огней в лесу». Там было много цветных кадров на лист, и вообще повествование развивалось «по законам жанра», была и интрига, и саспенс. В «Первом человеке» часто приходится один кадр (очень разреженный, порой крайне условного содержания) на страницу, текст ни в какие пузыри не вписан, он часть рисунка, иногда – главная часть. Скажу крамольную мысль, задевая одну из священных коров отечественной комикс-тусовки, но примерно также выглядит и «Контракт с богом» Айснера, хотя конечно, рисунок там куда более выразительный и сложный. Но это, признаюсь, самая первая ассоциация, которая пришла мне в голову. Хромогин рисует просто, в манере DIY, но её сочетание с мыслями и задачами комикса, с его настроением, дают в итоге неплохой результат; как говорится, есть над чем подумать детям космоса и всем тем, кого данная тема пробивает на философские измышления.

Как и «Огни», «Первого человека на Земле» (кстати, почему на Земле, а не в Космосе? Между прочим, это одна из предлагаемых тем для размышлений) издала «КомФедерация», подгадав выпуск под День Космонавтики. В книжке с мягкой обложкой и клееным блоком 120 страниц, её формат 200х145мм. Основной тираж – 1300 экземпляров, также 100 штук печатались с альтернативной обложкой для МикроКомикКона, а 100 – для «Bubble Fest». Комикс вряд ли вносит что-то новое в восторженное утверждение «Знаете, каким он парнем был!», но как размышление о месте человечества в этом мире и о месте индивидуума в этом человечестве он, безусловно, интересен. Обойдясь без заумствований, Алексей поймал энергичный и драматичный пульс истории, безотказный и безостановочный, как предстартовый отсчёт.

Источник: wicomix.wordpress.com

promo fanfanews march 17, 20:04 8
Buy for 20 tokens
Успешных фильмов по произведениям Стивена Кинга довольно немного относительно всех его экранизаций. Тем не менее, продюсеры свято верят в то, что имя Кинга гарантирует сборы и бьются за права на его книги. В этом году нас ждет вторая часть « Оно », новая версия « Кладбища домашних животных »,…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded