Category:

Фантастика как приём — Интересно создавать «дополненную реальность»

Андрей Щербак-Жуков – о книгах, слёте писателей-фантастов в Заполярье и литературных премиях.

– Андрей, кто-то знает вас как поэта, для кого-то вы писатель-фантаст. А ещё – критик, сценарист, обозреватель. В каком жанре вы чувствуете себя наиболее органично?

– Приятнее всего писать стихи, короткую прозу. В юности больше привлекали невероятные сюжеты: условная литература, современная сказка. А сейчас предпочитаю истории, основанные на реальных событиях. Интересно создавать «дополненную реальность», как в очках виртуального зрения…

Традиционная фантастика любит романистов, а я романист плохой. Участвовал в написании произведения в этом жанре – «Мустанкеры» в соавторстве с Александром Гриценко и Николаем Калиниченко, но не доволен данным опытом. Зато очень доволен своей книгой «Сказки для друзей, бывшие Сказки для идиотов», которую в издательстве «Русский Гулливер» выпустил Вадим Месяц. Когда-то, прочитав мои сказки, Роман Сенчин сказал: «Из этого может выйти книга – небольшая, но мускулистая». Так и получилось…

– Какого культурологического направления придерживается приложение «Независимой газеты» «НГ-Ex libris»?

– Об одном «культурологическом направлении» говорить трудно, нас здесь работает пятеро, и каждый – отдельная творческая личность. Ответственный редактор «НГ-EL» Евгений Лесин – один из моих любимых современных поэтов и профессионал в книжной журналистике. Алиса Ганиева – прозаик, её романы переведены, наверное, на все европейские языки и на половину азиатских. Елена Семёнова и Ольга Рычкова – поэтессы, очень разные по стилистике. А главный редактор «Независимой газеты», Константин Вадимович Ремчуков, позволяет каждому из нас реализовываться. Конечно, в рамках закона о печати.

– Недавно в «ЛГ» была опубликована подборка ваших стихотворений. Среди них – «АЩеЖуковки» и «ПолуАЩеЖуковки». Как создавались эти поэтические циклы и почему вы решили придумать такие странные названия к ним?

– У многих поэтов есть циклы четверостиший или двустиший. У меня тоже. Щербаков много, Жуковых ещё больше, а Андреев вообще не сосчитать… А Андрей Щербак-Жуков один. И сокращение А.Щ.-Ж. уникально. АЩеЖуковки – четверостишья, ПолуАЩеЖуковки – двустишья. Всё просто.

– В апреле в Мурманской области проходил слёт писателей-фантастов. Какие у вас впечатления от встречи? Если говорить о жанре научной фантастики, насколько он сейчас востребован, актуален?

– Впечатления о поездке в Ковдор самые прекрасные. Спасибо «ЛГ» за то, что организовала её.

Фантастика сейчас переживает не лучшие времена. Из неё ушёл средний класс: остались либо лучшие из лучших, либо графоманы… Лучшие из лучших – это те, кто ездил в Ковдор.

– Вы – лауреат многих литературных премий, а не раз оказывались и «по ту сторону баррикад»: работали в составе жюри. Сложно ли принимать судьбоносные для участников решения? Что можете сказать об объективности премиальной системы в литературе?

– Любая премия – это игра. Но и я, и все, с кем мне приходится сталкиваться во всевозможных жюри, стараемся быть объективными… Похвастаюсь: я часто угадываю в людях таланты.

– В чём отличие современной фантастики от фантастики советской эпохи? Какие произведения современных авторов, работающих в этом жанре, стоит почитать?

– Есть фантастика как жанр и фантастика как художественный приём. Фантастики как жанра в советское время было меньше, чем, скажем, в 90-е и нулевые годы… Сейчас появляется больше хорошей литературы, которая пользуется фантастикой как приёмом.

В творчестве Сергея Лукьяненко и Вадима Панова увлекательность сочетается с глубокими раздумьями. Олег Дивов – культовый автор с ярким индивидуальным стилем. Антон Первушин, как никто другой, знает историю космонавтики. Один из моих любимейших авторов – Евгений Лукин. Не так давно ушёл из жизни Михаил Успенский – выдающийся писатель. Отмечу также Павла Крусанова, мастера фантасмагории.

* * *

Андрей Викторович Щербак, псевдоним Андрей Щербак-Жуков. Член Российского ПЕН-центра, Союза писателей России и Союза журналистов России. Заместитель ответственного редактора приложения «Ex libris» «Независимой газеты», преподаватель Литературных курсов при Интернациональном Союзе писателей. Автор книг: «Сказки о странной любви», «Древний миф и современная фантастика, или Использование мифологических структур в драматургии фантастического кино», «Нью-Энд-Бестиарий. Стихотворения разных лет», «Виртуальный Пьеро. Рассказы разных лет и состояний», «Поэты должны путешествовать», «Еноты-бегемоты» и других. 

Источник: lgz.ru

promo fanfanews march 17, 20:04 8
Buy for 20 tokens
Успешных фильмов по произведениям Стивена Кинга довольно немного относительно всех его экранизаций. Тем не менее, продюсеры свято верят в то, что имя Кинга гарантирует сборы и бьются за права на его книги. В этом году нас ждет вторая часть « Оно », новая версия « Кладбища домашних животных »,…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded