Categories:

Герои и злодеи — самые известные «пары» в истории комиксов, часть 2: Бэтмен и Джокер

Другие части:

Если Лекс Лютор появился через два года после Супермена и «потратил» несколько десятилетий, чтобы завоевать титул его «врага номер один», то Джокер враждовал с Бэтменом с самого начала.

Супергерой в костюме летучей мыши появился в комиксах в 1939 году на страницах Detective Comics, а год спустя он получил собственную серию. И уже в первых выпусках читатели увидели его столкновение с сумасшедшим преступником, вдохновлённым картой Джокера и цирковой эстетикой.

Сама идея «суперзлодея» тогда ещё только зарождалась, и Джокера задумали как уникального противника Бэтмена. Сценаристы хотели, чтобы он отличался от «простых» боссов мафии, которых Тёмный Рыцарь побеждал без усилий и к которым он не испытывал особых эмоций.

Результат превзошёл все ожидания. Джокер послужил «моделью», на которой основывалось множество последующих злодеев: сумасшедший преступник, одержимый какой-то вещью, вокруг которой он выстраивает костюм и стиль действий. Тут можно вспомнить Безумного Шляпника, Пугало, Загадочника, Двуликого и множество других персонажей. С точки зрения индустрии комиксов уверенность Джокера, что «он и Бэтмен необходимы друг другу» — чистая правда.

Впрочем, на то, чтобы между героями сложились особые отношения, ушло много лет. Поначалу Джокер — просто «первый среди равных» враг Бэтмена. В 40-е он выступал как серийный убийца, не испытывавший никаких особых чувств к Тёмному рыцарю.

Позже, в 50-е и 60-е, когда комиксы переориентировались на детей, образ Джокера изменился, и он стал скорее комичным мошенником, которого Бэтмен мог перехитрить. Многие его характерные изобретения, вроде взрывающегося торта, появились именно в эту эпоху, и превратились в реальные орудия убийства лишь много лет спустя.

Но именно это время окончательно закрепило Джокера как центрального противника Бэтмена — злобный клоун пользовался популярностью у детей, что заставляло придумывать всё новые и новые истории с его участием. Такая его интерпретация закрепилась и в сериале Batman 1966 года.

А вот современный образ этого злодея и его отношений с Бэтменом восходит к комиксу 1973 года The Joker's Five-Way Revenge! Сюжет прост: Джокер пытался убить пятерых своих подчинённых, которые его разозлили, а Бэтмен вынужден их спасать. В рамках этой истории произошло сразу несколько важных изменений. Во-первых, с неё начался постепенный уход от комедийного Джокера в сторону того его образа, который мы знаем сейчас: сумасшедшего садиста.

Во-вторых, комикс впервые подчеркнул, насколько жесток Джокер к своим помощникам, которые панически боятся своего босса. Конечно, как и все злодеи до этого, Джокер неоднократно бросал своих людей на произвол судьбы, скрываясь от супергероев, или обвинял их в собственных ошибках, но до 73-го это оставалось комичным или нравоучительным элементом. Теперь же жестокость Джокера к своим людям изобразили чем-то пугающим.

Но самое главное, именно с этого комикса отношения между Джокером и Бэтменом стали личными. В ходе долгого противостояния Джокер поймал Бэтмена в ловушку, но решил, что добился успеха благодаря удаче, а не хитрости, и отпустил своего врага. Из этого сюжета появилась идея, что Джокер хочет не убить Бэтмена, а превзойти его.

Любопытно, что сценарист The Joker's Five-Way Revenge! утверждал, что он лишь «вернулся к корням», изобразив Джокера в духе самых первых выпусков комикса. А окончательное превращение Джокера в маньяка состоялось в комиксе A Death In The Family, вышедшем в 1988-м, где злодей убивает второго Робина — Джейсона Тодда. Характерно, что само убийство было совершено без клоунских гаджетов и предельно жестоко — суперзлодей забил помощника Бэтмена монтировкой, которая с тех пор заняла важное место в его арсенале.

В результате всех этих перемен персонажи пришли к тем отношениям, которые мы видим сегодня. Теперь каждый из них скорее пытается изменить своего противника, а не избавиться от него: Бэтмен упорно старается вылечить Джокера, а тот — свести Тёмного рыцаря с ума окончательного.

Это привело к переосмыслению и самого Бэтмена, который всё реже изображается как «Новый Зорро», легко сочетающий жизнь миллиардера-плейбоя и приключения, и всё чаще — как глубоко травмированный человек, отличающийся от своих противников только кодексом поведения. Причём оба персонажа нуждаются друг в друге — в разное время каждый из них погружался в депрессию из-за того, что ему казалось, будто бы «любимый враг» погиб.

В результате их конфликт стал борьбой порядка и хаоса. Тёмного рыцаря изображают постоянным: хотя комиксы про него менялись на протяжении 80 лет, кажется, что он всегда оставался одним и тем же Бэтменом, величайшим детективом на свете, который ловит преступников и сажает их в тюрьму.

Джокер, напротив, воплощает перемены. Он начинал как маньяк, продолжил в амплуа «сумасшедшего гангстера», грабившего банки и ювелирные магазины наряду с обычными преступниками, а сейчас стал чем-то средним между этими вариантами. На протяжении своей истории Джокер неоднократно изменял облик, стиль поведения, сильные и слабые стороны. Сценаристы DC даже пытались объяснить его многоликость, утверждая, что психика Джокера время от времени «собирается» заново.

Эта ситуация, сложившаяся по чисто коммерческим причинам, определяет конфликты в рамках конкретных комиксов. Бэтмен воплощает консерватизм — хотя он поставил себя над законом, в конечном итоге он верит в систему, снова и снова передавая преступников в руки властей.

Джокер, напротив, старается показать, насколько абсурден и лицемерен окружающий мир, часто убивая коррумпированных политиков, корпоративных боссов и гангстеров. Это заставляет испытывать даже некоторую симпатию к персонажу, которого с годами всё чаще изображают как порождение несправедливого общества, устои которого хранит его враг.

Источник: dtf.ru

promo fanfanews march 17, 20:04 8
Buy for 20 tokens
Успешных фильмов по произведениям Стивена Кинга довольно немного относительно всех его экранизаций. Тем не менее, продюсеры свято верят в то, что имя Кинга гарантирует сборы и бьются за права на его книги. В этом году нас ждет вторая часть « Оно », новая версия « Кладбища домашних животных »,…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded