Category:

Герои и злодеи — самые известные «пары» в истории комиксов, часть 3: Мистер Фантастик и Доктор Дум

Другие части:

Фантастическая четвёрка и все связанные с ней персонажи — жертвы обстоятельств. Права на их экранизацию ещё в начале нулевых ушли студии Fox, под руководством которой вышло два не слишком удачных и, самое главное, не входящих в MCU фильма. Из-за этого герои и злодеи из этой части вселенной Marvel не получают и половины того внимания, которое заслуживают. В первую очередь, страдает от этого Доктор Дум.

Фантастическая четвёрка известна как одна первых команд супергероев, с самого начала написанных как коллектив, а не объединившая персонажей, завоевавших популярность в собственных сериях.

Участники Четвёрки — это супруги Ричардсы, гениальный изобретатель Рид и его жена Сьюзи, брат Сьюзи Джонни Шторм и друг семьи Бен Гримм. Все они получили способности одновременно, во время космического полёта: Рик обрёл возможность растягивать своё тело, Сьюзи — становиться невидимой, Джонни научился превращаться в огненного человека, а Бен стал напоминающим голема каменным великаном.

Такая история происхождения с самого начала сделала тему семьи центральной для команды, а затем и для её ключевого антагониста — гениального учёного, мага и правителя выдуманной восточноевропейской страны Латверии Виктора фон Дума. Впервые он появился через год после запуска комикса — как антагонист в рядовом приключении Четвёрки.

Из-за спешки злодею даже не написали историю происхождения. Он просто похитил Сьюзан Ричардс и заставил остальных героев отправиться в прошлое, чтобы украсть сокровища Чёрной Бороды. Но этот нелепый план дал старт карьере одного из величайших злодеев Marvel.

Спустя два года Думу прописали прошлое, которое усложнило его отношения с Ричардсами. Оказалось, что он познакомился с Ридом во время обучения в США: когда оба молодых человека были талантливыми учёными, но отношения у них не сложились. Дум скучал по своей погибшей матери, ведьме-цыганке, и пытался собрать машину, позволявшую говорить с мертвецами.

Рид заметил, что некоторые из вычислений Дума ошибочны и попытался его предупредить, но тот не послушал. В результате произошла авария, навсегда изуродовавшая лицо будущего правителя Латверии. Он скрыл его железной маской, будучи не в силах смириться с тем, что он в чём-то несовершенен.

На протяжении последующих лет эта история обрастала подробностями, из которых и сложился современный образ конфликта Дума и Рида. Постепенно мотив того, что персонажи сразу невзлюбили друг друга, сменился идеей, что они были друзьями. Вместе с этим возник сюжет о симпатии между Думом и Сьюзен — он даже спас ей жизнь, когда героиня чуть не умерла из-за осложнений при беременности.

И хотя Дум объяснил свой поступок тем, что это подчёркивает его превосходство над Ричардсом, он всегда выступал как «добрый крёстный» для родившейся девочки, которую, по его просьбе, назвали Валерией. Правда, в конечном итоге её также втянули в планы правителя Латверии.

Постепенно в комиксах показывали связь Дума с магией, а не только с наукой. Всё начиналось скорее со стилистических решений: уже в первых комиксах злодей жил в замке, происходил из семьи цыганских колдунов и пытался спасти свою мать из Ада. Со временем самые экзотические его планы связали с магией.

А к концу 80-х образ Дума как чародея окончательно сформировался — комиксы этого периода изображают его мастером мистических искусств, уступающим только персонажам уровня Доктора Стренджа, у которого он частично обучался. Впрочем, интерес к науке у него никуда не пропал, скорее обозначилась ещё одна грань противостояния с Ричардсом: тот ратует за рациональные и строгие методы познания, в то время как Дум использует всё, что работает, легко комбинируя магические и научные принципы.

Но самое главное: за прошедшие годы Дум стал очень противоречивым персонажем. Хотя его создатели, Стэн Ли и Джек Кирби, изображали Дума злодеем, одержимым мировым господством, властью и местью Ричардсу, следующие авторы добавляли ему всё больше положительных качеств.

Отталкиваясь от его отношений с матерью, Дума сделали преданным своей семье. Его изображали как человека чести, не нарушающего своё слово и вознаграждающего за помощь. Латверия, первоначально изображённая как бедная и разорённая страна, превратилась в преуспевающую автократию, единственная проблема которой — жёсткий контроль государства над гражданами.

Кроме того, Дум неоднократно спасал мир или других героев от ещё более страшных угроз. Постепенно из абсолютно злодея он превратился в трагического персонажа, заслуживающего, по меньшей мере, сочувствия. Так, получив возможность исполнить любое своё желание, Дум попросил о том, чтобы никогда больше не испытывать чувство вины, что намекало на наличие у него моральных терзаний.

Но читателю также напоминали, что Дум — всё же злодей. В комиксах 2003 года он принёс свою первую любовь в жертву демонам ради обретения мистических сил. Но даже эта история старается передать не только аморальность персонажа, но и трагизм ситуации, в которой он оказался.

В принципе, сам процесс превращения злодея в антигероя не уникален для Дума. У многих обаятельных комиксных злодеев есть фанаты: они хотят увидеть истории, посвящённые любимому персонажу, где бы он выступил как победитель. Но для этого требуются и специфические сюжеты, сталкивающие антагониста с ещё более страшным противником, чем он сам, или показывающие, что у него также есть своя правда.

Особенность Дума в том, что такие комиксы про него развили, а не изменили первоначальный образ. В отличие от Магнето, сильно менявшегося за годы, Дум так и остался гениальным и аристократичным диктатором восточноевропейской страны, верным семье и стране, каким его изобразил первый комикс. Нам просто больше рассказали про то, как именно он добился этого положения, объяснили, что привлекает в нём людей, чем он хорош и чем плох.

В конечном итоге, Дум, как и Ричардс, показан человеком, который готов на всё, чтобы позаботиться о своих близких. Отличие между ними состоит только в том, что Думу для этого обязательно контролировать объект заботы: любимую страну, мать, возлюбленную, всю планету. За долгие годы их противостояние превратилось в спор о свободе воли и привлекательности тирании, актуальный в любой период.

И по этой причине особенно радует, что с марта 2019 года права на экранизацию «Фантастической четвёрки» вернулись к Marvel: а значит, в одной из следующих фаз MCU Дум, наконец, сможет занять подобающее ему место в массовой культуре.

Источник: dtf.ru

promo fanfanews march 17, 20:04 8
Buy for 20 tokens
Успешных фильмов по произведениям Стивена Кинга довольно немного относительно всех его экранизаций. Тем не менее, продюсеры свято верят в то, что имя Кинга гарантирует сборы и бьются за права на его книги. В этом году нас ждет вторая часть « Оно », новая версия « Кладбища домашних животных »,…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded