Categories:

Рецензия на роман Цезария Збежховского «Всесожжение»

Человечество доживает последние денечки. Постчеловеки теснят homo sapience по всем фронтам — в самом буквальном значении слова «фронт». Беспрестанно мутирующий сетевой вирус пробивает любые файерволлы, атакует из киберпространства и превращает людей в нечто совершенно иное. Одних — в зомби: начисто стирает личность, разрушает память, оставляет только простейшие рефлексы. Других — в «вампиров»: повышает в разы IQ, восприимчивость и скорость реакции (а заодно и агрессивность), понижает эмпатию и вызывает жажду крови. 

Война идет на взаимное уничтожение, обе стороны не стесняются использовать любые средства: земля плавится под ногами, воздух оседает крупинками льда, целые города обращаются в руины, густонаселенные страны пустеют в одночасье. Последняя линия обороны человечества — корпорации-монополисты старой закалки, принадлежащие бессмертным мажоритарным акционерам (здесь могла бы быть реклама «Роснано»). Но их частные армии, стратеги-ИскИны, кибернетические Ангелы Смерти и биороботы-убийцы не в силах сдержать Саранчу. Орды вампиров, объединенные загадочным координационным центром, не задумываясь отвечают ударом на удар, а и их военные технологии родом из другого мира и эволюционируют гораздо быстрее, чем у противника.

Это только завязка — роман Цезария Збежховского куда сложнее и, как выражалась Алиса Лиддел, страньше. Достаточно сказать, что ключевое для всей этой истории событие произошло за несколько десятилетий до появления «вампиров» и «зомби», а все здание сюжета выстроено на массивном метафизическом фундаменте. То есть на поверку «Всесожжение» довольно относительная научная фантастика — если, конечно, не считать теологию прикладной естественнонаучной дисциплиной. Автора мотает из стороны в сторону: он то увлекается постчеловеческой эволюцией, то вопросом о границах человеческого «я» и о том, сохраняется ли индивидуальность при переносе сознания на другие носители, то физическим присутствием и степенью участия Бога-творца в судьбе созданной им вселенной. Такое ощущение, что Збежховский пытается переписать одновременно несколько романов: «Ложную слепоту» и «Эхопраксию» Питера Уоттса, «Идеальное несовершенство» Яцека Дукая, «Всевышнее вторжение» Филипа К. Дика, et cetera, et cetera. Плюс прямые отсылки к Откровению Иоанна Богослова и к библейскому мифу в целом — это уж как водится, это само собой.

И все бы ничего, и не такое доводилось читать, вот только по ходу дела в ажурном переплетении теряются целые сюжетные линии: только-только Збежховский выстроит мизансцену, расставит героев по местам, расскажет их предысторию, объяснит, чем важны для сюжета, — глядь, а те уже куда-то делись. И всё — как в воду канули, никто о них не вспомнит, никто не поплачет. У автора есть универсальное оправдание — избирательная амнезия главгероя, всё как в тумане: здесь помню, здесь не помню. Но читателю, который таким недугом не страдает, со «Всесожжением» придется нелегко.

promo fanfanews march 17, 20:04 8
Buy for 20 tokens
Успешных фильмов по произведениям Стивена Кинга довольно немного относительно всех его экранизаций. Тем не менее, продюсеры свято верят в то, что имя Кинга гарантирует сборы и бьются за права на его книги. В этом году нас ждет вторая часть « Оно », новая версия « Кладбища домашних животных »,…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded