Category:

Печальная история «Терминатора» — как нежелание изучать материал убивает франшизу

Проблема продолжений в Голливуде стоит уже давно и вряд ли когда-нибудь утратит своей актуальности. Продюсеры продолжают выжимать последние соки из старых франшиз. При этом заметно невооруженным глазом, что создатели к разработке сиквелов прикладывают все меньше усилий, совершенно не понимая, чего от них в конце концов хотят потенциальные зрители. Особенно это актуально для старых культовых франшиз, у которых уже давно есть собственная сформированная фанбаза. Конечно, могут быть исключения, но чаще всего в нынешнее время доброе имя франшизы используется как часть маркетинга для продажи очередной халтурной пустышки, которая упускает из старого материала очень многое, и франшиза "Терминатор" в своем развитии отлично это иллюстрирует. Проследим же её историю.

"Терминатор" (1984)

Первая часть легендарной франшизы по сути являлась скромным личным проектом начинающего режиссера, который до этого был причастен только к парочке проектов весьма сомнительного качества, и тем удивительнее тот взрыв, который случился буквально после выхода картины. Джеймсу Кэмерону удалось создать невероятный микс драмы, боевика, научной фантастики, мелодрамы и психологического триллера. 

Фильм стал настоящим олицетворением борьбы машины и человека в кино, его тематика с выходом развитых технологий из-под контроля вряд ли когда-нибудь утратит свою актуальность. Кэмерон проделал потрясающую работу по созданию невероятно мощной атмосферы неминуемого ужаса, который несет за собой бездушная машина для убийств. В дальнейшем Арнольд Шварценеггер сыграл множество положительных героев, однако, роль безжалостного Т-800 так и осталась лучшей в его успешной карьере. Но никакая атмосфера не смогла бы работать без живых персонажей, и тут снова попадание в яблочко. Майкл Бьен и Линда Хэмилтон создали максимально убедительные образы, плюс их потрясающая экранная химия обеспечила им заслуженное место среди лучших экранных пар в истории кино.

Основные правила франшизы были обозначены – мрачная гнетущая атмосфера, приземленный и увлекательный экшен, живые персонажи, сильная идея, актуальная для научно-фантастических философских тем. Успех был грандиозным, зрители и продюсеры хотели еще.

"Терминатор 2: Судный день" (1991)

Создание удачного сиквела по праву можно считать делом куда более сложным, чем создание удачного оригинального фильма. Жажда большой наживы как можно быстрее часто не позволяет людям проработать логичное продолжение и ответить на элементарный вопрос: чем продолжение, кроме желания снова сорвать куш, по сути, оправдано?. К сожалению, в наше время это особенно актуально, и потому крайне важно детально изучить заслуги "Судного дня". Сняв "Чужих", Кэмерон уже показал, что блестяще может работать с оригинальным материалом, сохраняя его фундаментальную основу, при этом давая зрителю нечто совершенно новое, грамотно развивая франшизу в целом. В данном случае была сохранена общая мрачность происходящего, приземленность и адекватность персонажей, их детальная проработка, а заодно режиссер не забыл поэкспериментировать с концепцией и развить героев. Уже нет того постоянного напряжения в ожидании приближающего ужаса, герои уже не просто убегают весь фильм, а проходят собственные квесты.

Сара Коннор из обычной девушки-официантки превратилась в настоящего бойца, сохранившего человечность, и Линда Хэмилтон вновь идеально воплощает новый образ. Очень интересные изменения претерпел и Т-800, став верным защитником Джона Коннора. Новый злодей Т-1000 в исполнении Роберта Патрика сохранил жуткий образ робота-убийцы, созданного первой частью, при этом получив уникальные способности к трансформации, мимику, и невероятную скорость. Но главное, что сделал Кэмерон, это позволил идеям франшизы логично и интересно развиваться. Первая часть делала акцент на превосходстве машины над человеком, в сиквеле же мы слышим настоящий гимн во славу человечности. Сближаясь с Джоном Коннором, машина познает цену человеческой жизни. Режиссер говорит о победе человека над машиной не только в войне, но и идейно, что могло бы стать идеальным финалом франшизы, но, увы, в Голливуде так не принято.

"Терминатор 3: Восстание машин" (2003)

Вот тут, по сути, и начинаются классические проблемы Голливуда с продолжениями, основная из которых – нежелание изучать франшизу, попытка кое-как скопировать лишь то, что на поверхности, не вникая в саму суть. Так и случилось - третья часть, снятая режиссером Джонатаном Мостоу, оказалась не более, чем вторичным клоном "Судного дня", не имея за собой ничего свежего и интересного, что двигало бы идею вперед. Вторичность подчеркивает, в первую очередь, практически полное отсутствие напряженной атмосферы, весьма странно вставленный юмор. Новый терминатор-убийца в исполнении Кристанны Локен значительно уступает своим предшественникам. Не повезло фильму и с главными героями. Сару Коннор бесславно убивают за кадром, Джон Коннор в исполнении Ника Стала совершенно не внушает доверия, ни секунды не веришь в то, что из него может получиться тот суровый командир из "Судного дня".

Арнольд Шварценеггер выполняет просто функцию приглашенного гостя для привлечения людей в кинотеатры и в принципе честно отрабатывает свой гонорар, не давая зрителю заскучать. Из актеров также неплохо выступила Клер Дэйнс, однако, смысл ее персонажа для франшизы так и остался весьма незначительным. В заслугу Мостоу стоит поставить, что ему в целом удалось снять неплохой экшен, но несмотря на это, "Восстание машин" так и остается в памяти довольно бестолковым продолжением, которое хочет просто выехать на наработках прошлых частей, но в итоге тонет в собственной вторичности и ненужности.

"Терминатор: Да придет спаситель" (2009)

После творческого и кассового провала третьей части студия Intermedia Film посчитала, что заканчивать на такой плохой ноте столь известную франшизу, успевшую к тому времени приобрести статус культовой, неправильно. Продюсеры засуетились и поняли, что пустое самокопирование не принесет новым частям того успеха, какого добился Кэмерон. Потому был взят новый вектор развития на несколько потенциальных продолжений, а именно – война со Скайнет после Судного дня. Кэмерон не углублялся в эту тему в своих фильмах, лишь мельком показал то ужасное будущее, с которым человечеству пришлось бы столкнуться после начала войны.

Стоит признать, что создатели выбрали единственное правильное направление для развития франшизы. "Да придет спаситель" и его возможные продолжения, которые так и не были сняты, могли получить статус не менее культовых картин жанра. Но проблема заключалась в том, что практически все хорошее в картине закончилось на правильно выбранном векторе развития. Картина МакДжи повторила основные ошибки своего предшественника. Вновь была утрачена гнетущая атмосфера оригинала, только теперь в мире постапокалипсиса, который почему-то не кишит Терминаторами-убийцами. 

Добили эту атмосферу некоторые детали экшена, такие как кидание главных действующих лиц, а не их мгновенные убийства или бесшумно подкрадывающиеся 20-тонные роботы. Но главной ошибкой был совершенно безликий новый персонаж Маркус на первом плане. Времени ему уделялось больше, чем повзрослевшему Джону Коннору, что убило возможность показать его выдающиеся качества военачальника и раскрыть персонажа с другого ракурса. Фильм не лишен своих плюсов, как например, визуальная составляющая или великолепный каст Кристиана Бейла на роль Джона, но множество глупостей разного характера и общий подход с новым действующим лицом не позволили фильму остаться в памяти как что-то талантливое.

"Терминатор: Генезис" (2015)

Третья по счету попытка возродить франшизу "Терминатор" стала самой провальной в серии. Продюсеры решили больше не рисковать с концепцией и уподобились создателям третьей части, решив вывернуть "Судный день" наизнанку, добавив к этому огромное количество льющегося на тебя изо всех щелей бреда.

Если четвертый фильм был полон мелких сюжетных глупостей в не самом большом объеме ( если вспоминать ту же третью часть), то "Генезис" кишит огромными, заставляющими бить себя по голове ладонью раз за разом. Такие детали, как "ядро Скайнет", отключающее всех Терминаторов, кроме отправленного в прошлое для убийства Сары Коннор, говорит не только о сценарной импотенции, но также о полном нежелании внимательно ознакомиться с материалом, на основе которого пишется сценарий к продолжению. Сценаристы к тому же умудрились добраться до старых персонажей, испортив культовые образы и разозлив фанатов.

Из мгновенно адаптирующегося к боевой ситуации Кайла Риза сделали неубедительного героя-истеричку. Сару Коннор из не менее бравого солдата превратили в эдакую простенькую веселую девчушку. Безэмоционального Терминатора представили кривляющимся клоуном. Химию персонажей похоронил кастинг, и в первую очередь, это касается убийцы франшиз - Джея Кортни. Контрольный выстрел в наработки Кэмерона делает сомнительный юмор, а-ля, "Вы уже спарились?". Режиссер Алан Тейлор, будучи сугубо студийным ремесленником по своей сути, не сделал ничего, чтобы вытянуть слабейший сценарий, и в итоге "Генезис" получился крайне унылой подборкой минусов третьей и четвертой частей, умноженных на 10, с вкраплениями глупейших нововведений, способных только отпугнуть потенциального зрителя от просмотра фильма в кинотеатре. Фильм стал олицетворением всех грехов современного Голливуда вроде банальной лени при написании сценария, отсутствия новых адекватных идей, нелепых заигрываний с ностальгией, халтуры по созданию спецэффектов, режиссеров-марионеток и так далее. Все изначальные сильные стороны франшизы были загублены на корню.

Тем не менее, в игру вернулся Джеймс Кэмерон, успевший представить трейлер истинного продолжения "Судного дня" - "Терминатор: Темные судьбы", которое вроде как и не планировалось вовсе им самим же… но все же грядет в этом году. Джеймс и трейлер дали понять, что сюжет будет строиться вокруг группы девушек и постаревшей Сары Коннор, что вряд-ли несет в себе феминизм, ведь в деле сам создатель одних из лучших женских образов в кино. Противостоять они будут наспех введенной новой системе, почти такой же как Скайнет и жидко-твердому Терминатору. Для чего было нужно создание этой системы, чем обоснован выбор девушек на первом плане, так ли плох кастинг нового Терминатора, откуда в фильме то ли человек, то ли робот с внешностью Т-800, не подведет ли старина Джеймс, и не станет ли фильм очередной попыткой наживы уже от создатели бренда – все это в скором времени мы узнаем в кино, хотя, у большинства зрителей уже есть справедливые сомнения.

Поразительным остается то, что даже после всех провалов Голливуд не оставляет попыток что-нибудь выжать из данной франшизы, продолжая вкладывать в производство сотни миллионов долларов, все еще держа в голове мысль - "А может в этот раз получится?". Получиться может всегда, если кроме расчетов раздутого бюджета на маркетинг уделить время на детальное изучение первых двух фильмов. Зрители никогда не будут против адекватного продолжения такой популярной франшизы. А сейчас франшиза "Терминатор" олицетворяет собой падение от мощного произведения до ленивой маркетинговой чуши, от чего, увы, сейчас не застрахован никто, ибо Голливуд все еще не желает учиться на своих ошибках. Когда смотрите трейлер продолжения вашего любимого фильма, задайте себе два вопроса: "За что я на самом деле люблю тот фильм?" и "Есть ли здесь хоть что-то от этого?", и тогда вы точно не будете обмануты.

Источник: kinonews.ru

promo fanfanews march 17, 20:04 8
Buy for 20 tokens
Успешных фильмов по произведениям Стивена Кинга довольно немного относительно всех его экранизаций. Тем не менее, продюсеры свято верят в то, что имя Кинга гарантирует сборы и бьются за права на его книги. В этом году нас ждет вторая часть « Оно », новая версия « Кладбища домашних животных »,…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded