fanfanews

Category:

От «Ривердейла» до «Дюны» — что такое young adult

Термин Young Adult объединяет множество разнородных проектов: от антиутопии «Голодные игры» до сериала о феях «Судьба: Сага клуба Винкс» от Netflix. «Канобу» объясняет, как произведения для «молодых взрослых» появились в литературе, перешли в кино, а затем покорили сериалы. А также предлагает мини-гайд, с которого стоит начать знакомство с миром Young Adult.

Определение Young Adult в литературе и кино

За годы своего существования термин «Young Adult» (дословно «молодые взрослые») так и не получил чёткого определения. Он пришел в кино из литературы: Кэмбриджский словарь толкует его как «книги для людей позднего подросткового возраста или в возрасте около 20 лет». В литературе YA – возрастная категория, но точно не жанр, считают эксперты. А вот в кинематографе Young Adult совпадает с канонами жанра так называемого подросткового кино.

Для кино и сериалов этот термин шире и чётче: героям всегда от 12 до 20 лет, они обязательно проходят через процесс взросления и сталкиваются с необычными, трудными обстоятельствами.

Каталог Netflix по Young Adult
Каталог Netflix по Young Adult

В кино и сериалах контент жанра Young Adult можно разделить на два типа: к первому относятся реалистичные подростковые шоу, рассказывающие аудитории о том, что происходит с их сверстниками в наши дни. Под этот вид подходит большой список тайтлов: от мрачного «Конца -/;($ мира» до комедии «Я никогда не».

Ко второму – сериалы и кино с сюжетом в вымышленном мире. Элементы фэнтези и фантастики – метафора для подростковых проблем: неприятия себя и других, давления со стороны окружающего общества, самореализация через тайный, уникальный дар. Сюда подходят шоу вроде «Саги Винкс» о школе фей и «Сумеречных охотников» об охотниках на демонов из серии «Орудия смерти» Кассандры Клэр.

Краткая история YA в литературе

В 1805 году британская писательница Сара Триммер впервые разделила детскую литературу (Books for Children) для детей младше 14 лет и молодежную (Books for Young Persons) для подростков от 14 до 21 года. Журнал Smithsonian утверждает, что сам термин Young Adult появился веком позже – его придумала библиотекарь Маргарет Скоггин в 1944 году, чтобы точнее и удобнее классифицировать книги для молодежи. «Молодыми взрослыми», по сути, называли тинейджеров.

Прорыв произошел в 1950-х, после выхода «Над пропастью во ржи» Джерома Сэлинджера. Реалистичное отображение жизни 16-летнего Холдена Колфилда в США после Второй мировой войны захватило воображение читателей 12–18 лет – «молодых взрослых». После успеха Селинджера, в 1960-е годы, американские книгоиздатели наконец выделили Young Adult в отдельную нишу. Самыми знаковыми представителями направления в то время были «Изгои» Е.С. Хинтон (1967) и «Шоколадная война» Роберта Комье (1974) о компаниях молодых героев, которые справляются с типичными подростковыми проблемами. Но в те годы издатели ещё не поняли, как обращаться с жанром Young Adult: «Изгоев» ошибочно рекламировали как книгу для взрослых, и продажи были очень низкими. Подросткам предлагалось читать в основном жанровую литературу – приключения, научную фантастику, хорроры.

По-настоящему YA изменился с выходом серии книг Джоан Роулинг о Гарри Поттере – первая книга «Гарри Поттер и философский камень» вышла в 1997 году. Это была история о ребёнке, который рос и развивался вместе с читателями помладше, и вместе с тем о волшебном мире, в который молодые взрослые могли уйти от реальности. С одной стороны, Поттер боролся с могущественным врагом, с другой – сталкивался с обычными проблемами взросления: неуверенностью в себе, трудностями в общении, первой любовью. «Философский камень» разлетелся тиражом в 120 миллионов копий. Читателям понравились история главного героя и устройство волшебного мира. Произведения young adult начали постепенно перемещаться в миры фэнтези и фантастики: серия о Гарри Поттере проложила путь и «Сумеркам», и «Голодным играм».

Как YA покорял кино

В кино Young Adult прорывался через крупные франшизы. После фильмов о Гарри Поттере (2001-2011) зрителей захватила серия «Сумерки» (2008-2012) о подростке Белле Свон и её бойфренде-вампире. Чаще всего герои YA шли к одной сюжетной цели: победить Лорда Волдеморта, окончить магическую школу, построить счастливую семейную жизнь с вампиром и так далее. Особняком стоит только трилогия «Хроники Нарнии» (2005-2010), где не было одного общего сюжета. Фильмы объединяло место – волшебная страна Нарния, куда юные герои могли возвращаться раз за разом.

Особенную популярность получили YA-антиутопии. Франшиза «Голодные игры» (2012-2015) имела огромный успех и обратила на себя внимание Голливуда. Молодым зрителям понравилась история Китнисс Эвердин, обычной девушки-подростка, которая бросила вызов лидеру авторитарного государства Панем. Мир «Голодных игр» имел чёткое деление на районы-дистрикты, каждый из которых был чем-то примечателен, Китнисс пыталась разобраться в любовном треугольнике (совсем как в «Сумерках»), а жизни героев постоянно угрожала опасность из-за смертельного соревнования.

За «Голодными играми» последовали «Дивергент» (2014-2016), «Бегущий в лабиринте» (2014-2018) и многочисленные попытки запустить франшизы в жанре young adult, многие из которых в итоге провалились.

Как YA завоевал сериалы

Главные героини «Сплетницы» (Gossip Girl)
Главные героини «Сплетницы» (Gossip Girl)

В сериалах были свои первопроходцы – например, «Баффи, истребительница вампиров» (1992-2003) о героинях студенческого возраста, которые сражаются с паранормальными существами; более реалистичная «Сплетница» (2007-2012) о подростковых интригах; «Волчонок» (2011-2017) об оборотнях-школьниках. Но настоящий бум начался в 2017 году, после выхода шоу «13 причин почему» от Netflix и «Ривердейл» от The CW. Успех сериалам обеспечили социальные сети: исполнители главных ролей активно общались с фанатами и рекламировали шоу, например, в твиттере. Кроме того, эти сериалы показывали не по телевидению, а на стриминг-платформах. В исследовании Pew Research Center говорится, что 61% людей в возрасте от 18 до 29 лет (ключевая аудитория young adult) смотрят сериалы и фильмы именно на стриминг-площадках.

Одним из последних хитов на рынке young adult стала адаптация итальянского мультсериала 2004 года «Судьба: Сага Винкс» (2021) — история о земной девушке-старшекласснице, поступающей в школу фей в волшебном мире. Успешным вышел и первый сезон сериала «Тень и Кость» (2021), экранизации серии романов Ли Бардуго от Netflix. За два месяца его посмотрели 55 миллионов зрителей. Главная героиня Алина Старкова обнаруживает в себе силы мага-гриша, которые способны изменить фэнтези-мир и жизнь её родного королевства, Равки.

Немногие успешные русскоязычные проекты жанра YA – это телесериалы СТС, от музыкальных «Ранеток» и «Кадетства» до «Закрытой школы» об учениках элитной школы-пансиона, которые столкнулись со сверхъестественными событиями. Скандально известен сериал Валерии Гай Германики «Школа» (2010), в котором собрали впечатляющую подборку подростковых проблем: нежелательную беременность, домашнее насилие, негативное отношение к субкультурам и так далее. Его активно критиковали и политики, и общественные деятели. Есть и недавние примеры – украинский сериал «Первые ласточки» (2019-2020) о самоубийствах в школе, первый эпизод которого в интернете посмотрело 1,3 миллиона зрителей. Подростков привлекло честное изображение буллинга и абьюза, после выхода сериала участились звонки на специальную горячую линию.

Экспресс-знакомство с жанром: фильмы и сериалы

Для понимания Young Adult достаточно познакомиться с самыми знаковыми представителями этого жанра. Среди фильмов отличные примеры выбрали сами подростки-пользователи киносайта iMDB:

  1. «Гарри Поттер и философский камень» (2001), реж. Крис Коламбус (а также следующие фильмы серии)
  2. «Хорошо быть тихоней» (2012), реж. Стивен Чбоски
  3. «Виноваты звёзды» (2014), реж. Джош Бун
  4. «Голодные игры» (2012), реж. Гэри Росс
  5. «Всем парням, которых я любила» (2018), реж. Сьюзен Джонсон

А вот верхушка топа лучших YA-шоу по версии пользователей сайта Ranker:

  1. «Сплетница» (2007-2012), реж. Марк Пизнарский
  2. «Дневники вампира» (2009-2017), реж. Крис Гример
  3. «Ривердейл» (2017-наши дни), реж. Гэбриел Корреа
  4. «Милые обманщицы» (2010-2017), реж. Норман Бакли
  5. «Волчонок» (2011-2017), реж. Рассел Малкэй

Какие проекты в жанре YA провалились

YA-фильмы, действие которых происходит в вымышленных мирах, снимать сложно и дорого – это потопило многие фэнтези-франшизы, включая «Хроники Нарнии». Сборы каждой последующей части «Бегущего в лабиринте» падали, заставив режиссёров свернуть проект и не экранизировать две последние книги.

Киностудии часто выбирали материал, неподходящий для экранизаций. Например, у серии книг «Дивергент» изначально был нечёткий сюжет и запутанная матчасть – из-за этого провалилась и экранизация. Фильм «Игра Эндера» (2013) был основан на популярном романе Орсона Скотта Карда. Но маркетологи неправильно определили целевую аудиторию: смотреть картину пришли не подростки (как положено для young adult), а взрослые фанаты книги 1985 года, которых кино не устроило.

Недавняя попытка экранизировать «Поступь хаоса» Патрика Несса тоже провалилась. После неудачного показа фокус-группе его отправили на затянувшиеся досъёмки. Но критикам всё равно не понравилось, как концепцию Несса о мужчинах, которые слышат мысли друг друга, воплотили на экране.

В России тоже пытались создать фэнтези-истории по типу YA, но аудитория приняла их плохо. Обе части франшизы «Тёмный мир» о студентках, которые борются с существами из параллельного мира, имеют пользовательский рейтинг 4,3 на «КиноПоиске». Зрители в отзывах жаловались на банальность, штампы, плохие спецэффекты и игру актёров. Провальной вышла стимпанк-сказка «Эбигейл» о девушке из мира, поражённого загадочной болезнью. Фильм собрал всего 100 миллионов рублей при бюджете в 155 миллионов рублей. Фонду Кино пришлось вернуть вложенные в него деньги через суд.

Грядущие релизы в жанре YA

Ориентируясь на общие черты young adult, к этому жанру относится даже грядущая экранизация «Дюны», научно-фантастического романа Фрэнка Герберта 1965 года. Главный герой – типичный представитель аудитории, пятнадцатилетний Пол Атрейдес. У него есть сложные жизненные обстоятельства, уникальный дар и происхождение, а по сюжету Полу приходится не только бороться за власть на планете Арракис, но и разбираться в самом себе под давлением враждебного социального окружения. «Дюна» Дэни Вильнёва с Тимоти Шаламе может стать как хитом, так и очередным фейлом – зрители узнают об этом только 1 октября 2021 года.

Источник: kanobu.ru

promo fanfanews march 17, 2019 20:04 8
Buy for 20 tokens
Успешных фильмов по произведениям Стивена Кинга довольно немного относительно всех его экранизаций. Тем не менее, продюсеры свято верят в то, что имя Кинга гарантирует сборы и бьются за права на его книги. В этом году нас ждет вторая часть « Оно », новая версия « Кладбища домашних животных »,…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded