fanfanews

Category:

ТОП-30: фильмы о реалистичных космических полётах (часть 1)

ТОП-30: фильмы о реалистичных космических полётах (часть 2)

Большие, маленькие, известные и не очень картины о трудностях человечества на пути к звёздам.

В этом материале мы расскажем о произведениях в поджанре «твёрдой» фантастики. Мы их расставили в зависимости от проблем, которые они поднимают — от первых космических путешествий до колонизации других систем. Дополните список своими любимыми фильмами в комментариях!

Истории о настоящих полётах

Прежде чем рассказать о фантастике, стоит вспомнить о настоящих полётах. Несмотря на то, что первые запуски в космос стали уже далёкой историей, именно благодаря им мы сможем путешествовать между планетами. Пускай сегодня эти достижения выглядят обыденными, а технологии — устаревшими, именно старые космические программы заложили фундамент того, как будет происходить экспансия человечества в будущем.

И речь не только о прототипах кораблей: вся материально-техническая база, вся инфраструктура и логистика, вся подготовка астронавтов и космонавтов опираются на достижения учёных ХХ века.

Поэтому давайте вспомним несколько картин, которые пытаются передать дух первых космических полётов — во многом он сохранился в индустрии и до сих пор.

«Аполлон-13» (1995)

Режиссёр: Рон Ховард.

О чём: о третьей, неудачной миссии по высадке на Луну.

От более ранних произведений по теме оскароносная картина Рона Говарда отличается тем, что она — об истории провала. Экипаж космического корабля «Аполлон-13» серьёзно пострадал от технической неисправности на борту, не смог выполнить задание и чудом вернулся на Землю.

Но именно это и делает фильм ценным. В отличие от дежурных, отточенных до автоматизма орбитальных полётов, миссия «Аполлон-13» заставила и экипаж, и Центр управления полётами НАСА работать на пределе своих возможностей.

Ради чего стоит посмотреть: чтобы увидеть, как команда профессионалов слаженно и целеустремлённо ищет решение в, казалось бы, безвыходной ситуации.

Вместо поднятия абстрактных философских проблем картина рассказывает о вполне приземлённых технических задачах — например, о соединении неподходящих разъёмов или поиске нового источника питания.

Этот фильм-катастрофа показал, насколько на самом деле сложны полёты в космос, и как много знаний, умений и выдержки они требуют от всех участников — и на Земле, и в космосе. К тому же солидный бюджет в 52 миллиона долларов позволил съёмочной команде во всех подробностях воссоздать события тех дней.

«Парни что надо» (1983)

Режиссёр: Филип Кауфман.

О чём: об истории миссии «Меркурий» 1940–1960-х годов. Это первый отряд американских астронавтов, которые должны были совершить орбитальный полёт.

Картина освещает несколько периодов жизни первых американских лётчиков-испытателей — Чарльза Йегера, Алана Шепарда, Гордона Купера, Джона Гленна и других.

«Парни, что надо» — относительно малоизвестная картина за пределами США: год выхода всё же даёт о себе знать. Но её стоит посмотреть — ради прикосновения к истории, ради практически документального отражения эпохи. Сегодня снять подобный фильм с неподдельной искренностью и дотошностью невозможно, о чём свидетельствуют средние оценки его современного ремейка.

Ради чего стоит посмотреть: ради истории программы «Меркурий». Фильм детально показывает, с насколько примитивными и грубыми прототипами приходилось иметь дело астронавтам-первопроходцам, и даёт понять, насколько опасными были первые космические полёты.

Как и в других картинах 80-х, съёмка в «Парнях что надо» натуральная, почти без графики, что порадует любителей старины. А ещё для фильма собрали полноразмерные образцы самолётов и другой техники.

«Первый человек» (2018)

Режиссёр: Дамьен Шазелл.

О чём: о первой высадке человека на Луну в рамках программы «Аполлон-11».

В отличие от предыдущих картин, «Первый человек» — современный фильм. Различия видны во всём. Вместо простоватой съёмки старого образца — высокопрофессиональная операторская работа. Вместо сцен с обычным рабочим хаосом кабинетов и мастерских НАСА — чётко выверенные, холодные кадры.

Но самое большое отличие — подход к истории. Предыдущие картины о космосе были наполнены оптимизмом — несмотря на все трудности, жертвы, несчастные случаи.

«Первый человек», в свою очередь, — камерная, интроспективная драма. Она полна размышлений о том, зачем нам вообще лететь к звёздам, о том, что нас там ждёт, и о том, что мы оставляем на Земле.

Ради чего стоит посмотреть: Прежде всего, «Первый человек» — это радикальный, нестандартный взгляд на личность Нила Армстронга и его личную одержимость Луной. Режиссёр попытался представить, что же двигало этим спокойным, несколько отрешённым от мира человеком. Приличное количество авторского вымысла не мешает рассказать сильную, последовательную историю.

Особого упоминания заслуживает операторская работа. Камера без остановки следует за главным героем, показывая мир его глазами, будь то полёт на экспериментальном Х-15, взлёт со стартовой площадки или орбитальный манёвр.

«Время первых» (2017)

Режиссёр: Дмитрий Киселёв.

О чём: о космонавте Алексее Леонове, который первым вышел в открытый космос.

Фильм рассказывает о миссии «Восход-2» 1965 года и всех этапах подготовки к ней. Главные герои истории — космонавты Алексей Леонов и Павел Беляев, а также руководитель полёта, конструктор Сергей Королёв.

Несмотря на тщательное планирование, во время миссии произошло несколько аварий, поэтому космонавтам пришлось действовать за рамками протокола наперекор решениям ЦУП.

Ради чего стоит посмотреть: ради колорита. Со стороны может показаться, что «Время первых» — брат-близнец «Первого человека». Режиссёр почти так же подошёл к реконструкции прошлого, сделал акцент на трудностях во время полёта и личных переживаниях главного героя.

Но в мелочах фильм сильно отличается от похожих американских картин: по-другому показан что ЦУП, что менталитет персонажей. «Время первых» за многое стоит похвалить — особенно за советский колорит и погружение в эпоху космических исследований 1960-х годов. Это ещё одна красивая история о тернистом пути освоения космоса, богатая на собственные идеи и детали.

«Проксима» (2019)

Режиссёр: Алис Винокур.

О чём: драма об астронавте Саре Лоро, которая совершает мучительный выбор между мечтой отправиться в космос и привязанностью к дочери.

История «Проксимы» полностью вымышлена. Впрочем, её сложно отнести к фантастике, поскольку она рассказывает о современной подготовке экспедиций в космос без капли вымысла.

Главная героиня, французский астронавт, проходит подготовку в рамках международной миссии на Байконуре. Ей предстоит пройти тренировки на тренажёрах, прежде чем группа получит разрешение на настоящий полёт. Вместо напряжения и азарта, которые сопровождают первые в жизни героя космические путешествия, зрителей ждёт неспешная, приземлённая драма — о выборе, который совершает, вероятно, каждый исследователь космоса.

Ради чего стоит посмотреть: «Проксима» снята в стиле гиперреализма. Порой кажется, что это документальное кино — так обыденно выглядит повседневная жизнь на Байконуре.

Фильм снимали в Звёздном городке при поддержке Европейского космического агентства, так что он понравится тем, кто хочет взглянуть на современные космические полёты.

Истории о трудностях на околоземной орбите

Основная цель космических путешествий — экспедиции к другим планетам и небесным телам. К сожалению, пока что никто так и не придумал, как колонизировать другие системы. Известно только то, что начнётся всё с Луны — основного опорного пункта и окна в нашу собственную систему. И пусть впереди снова забрезжила перспектива основать на спутнике колонию, реальных результатов ждать ещё долго.

Поэтому самое время поразмыслить, какие трудности у нас сейчас на орбите и с чем мы можем столкнуться на Луне.

«Гравитация» (2013)

Режиссёр: Альфонсо Куарон.

О чём: фильм-катастрофа об инциденте на околоземной орбите.

Сложно было представить, что камерный фильм о двух астронавтах, оставшихся в одиночестве на орбите Земли, станет одним из главных кинособытий 2013 года.

История «Гравитации» разворачивается в недалёком будущем во время рутинного ремонта «Хаббла». Практически все технологии в фильме те же, что и у нас, за исключением полностью функционирующей китайской космической станции «Тяньгун-3» — её пока что только строят.

Во время обслуживания телескопа шаттл попадает под дождь из космического мусора. Неудачный спуск спутника вызывает цепную реакцию, в результате которой всё на орбите уничтожают тысячи мелких осколков. Почти вся команда шаттла погибает, сам корабль выходит из строя, и двум астронавтам приходится искать путь домой.

Ради чего стоит посмотреть: «Гравитация» — торжество изобразительного искусства. Довольно скромную завязку Куарон смог развить во впечатляющую историю благодаря одному лишь киноязыку, почти не прибегая к словам.

Паника, потеря ориентиров, холод, изоляция, смертельный вакуум и безжалостные законы физики — с этими вещами и приходится иметь дело героям. Практически все два часа картины посвящены выживанию в невесомости, попытке вернуться домой. Но «Гравитацию» стоит посмотреть не только ради операторской работы и актёрской игры: неповторимой получилась и сама ситуация на орбите.

«Странники» (2003)

Режиссёр: Макото Юкимура.

О чём: аниме «Странники» (Planetes), снятое по одноимённой манге, — единственное в своём роде. Это приземленная, твёрдая научная фантастика о «космических мусорщиках» — отделе мегакорпорации, занимающимся расчисткой околоземной орбиты. Иронично, что основная цель этой команды — предотвращение событий, показанных в «Гравитации».

«Странники» сняты с фанатичным вниманием к деталям и законам астромеханики. Героям постоянно приходится думать об ускорении, расходе топлива, инерции — тех вещах, которые обычно опускаются в космической фантастике. Благодаря такому подходу космос ощущается только более жестоким и безжалостным местом.

Ради чего стоит посмотреть: ради настоящего, бескомпромиссного космоса.

Кроме того, аниме переполнено пасхалками и отсылками к истории космонавтики — от ракет «Фау-2» и космических собак до станций «Мир» и «Скайлэб».

«Аполлон 18» (2011)

Режиссёр: Гонсало Лопес-Гальего.

О чём: фильм ужасов о миссии «Аполлон-18», которая, по официальным данным, так и не состоялась.

Несмотря на похожее название, фильм «Аполлон-18» не имеет ничего общего с «тринадцатым». Это ужастик в жанре криптоистории, подобный «Ведьме из Блэр»: он тоже смонтирован из якобы «секретной архивной плёнки».

Миссия «Аполлон-18» должна была в рутинном порядке исследовать Южный полюс Луны, но команда случайно нашла на нём покинутый советский лунный модуль. Больше рассказывать не будем, иначе убьём всю остальную интригу.

Ради чего стоит посмотреть: просто чтобы попробовать — вдруг понравится. Впечатления от фильма полностью зависят от вашего отношения к подобным ужастикам.

Кто-то найдёт его неплохим триллером на один раз, кто-то пожалеет о потраченном времени. В любом случае «Аполлон-18» неплохо разбавляет ряд серьёзных космических картин.

«Жизнь» (2017)

Режиссёр: Даниэль Эспиноса.

О чём: о первом контакте с внеземной жизнью.

Картина рассказывает о гипотетической ситуации: экипаж МКС сталкивается с первым живым организмом, открытым за пределами Земли. Пришелец попадает на станцию вместе с зондом, отправившимся с Марса домой.

Поначалу «марсианин» представляет собой безобидный микроорганизм, колонию клеток, сочетающих в себе свойства миоцитов и нейронов. Но позже ситуация радикально меняется.

Ради чего стоит посмотреть: «Жизнь» можно по праву назвать современной адаптацией «Чужого». В его основе — сюжет о монстре и команде астронавтов, которые пытаются выжить в замкнутом пространстве. Но вместо старых коридоров «Ностромо», искусственной гравитации и пушек «Жизнь» предлагает антураж МКС, настоящую невесомость и обычные подручные инструменты.

Испортить впечатление может только поведение команды — оно здесь местами «традиционное» для фильмов ужасов.

«Ради всего человечества» (сериал, 2019)

Режиссёр: Рональд Д. Мур.

О чём: альтернативная фантастика о лунной гонке.

Шоураннеры сериала изменили несколько событий 1969 года: первым на Луну здесь ступает не Нил Армстронг, а советский космонавт Алексей Леонов. Такое серьёзное поражение только распаляет американцев, и космическая гонка продолжается в двойном темпе.

В этой версии истории человечество не только не отказывается от идеи колонизировать Луну, но и начинает готовить плацдарм для экспансии на Марс.

Ради чего стоит посмотреть: ранее Рональд Д. Мур успел поработать над сериалами «Звёздный путь: Следующее поколение» и «Звёздный крейсер „Галактика“», так что тема космоса ему близка. Более того, «Ради всего человечества» выглядит его самым личным и авторским проектом.

Несмотря на налёт сатиры и издевательство над стереотипами, события сериала очень близки к тому, что на самом деле происходило в НАСА. Здесь есть Вернер фон Браун, Дик Слейтон и Джин Кранц, ракета «Морской дракон» и ядерные двигатели — так что сериал станет подарком для тех, кто увлекается историей космической гонки.

К сожалению, в самом названии проекта заложена горькая ирония: так интенсивно космос осваивают лишь благодаря противостоянию двух ключевых сил холодной войны.

«Луна 2112» (2009)

Режиссёр: Дункан Джонс.

О чём: камерная история одного человека на отдалённой шахтёрской станции.

«Луна», известная также как «Луна 2112» — небольшой инди-фильм, снятый фактически в одном помещении. Он рассказывает грустную историю человека, застрявшего по долгу службы вдали от дома. Несмотря на то, что в сюжете находится место и интригам, и корпоративной тайне, «Луна 2112» — в первую очередь картина об одиночестве.

Ради чего стоит посмотреть: Сэм Рокуэлл безупречно воплотил образ всеми забытого космонавта, который мечтает вернуться домой. Возможно, всё дело в сюжете картины, возможно — в потрясающей работе художников и меланхоличной музыке Клинта Манселла, но «Луна 2112» прочно остаётся в памяти.

Это одна из немногих простых, но искренних картин, история которых никуда не торопится, но заставляет крепко задуматься об освоении космоса.

Колонизация Красной планеты

Пускай высадка на наш спутник — тоже впечатляющее достижение, именно колонизация Марса первой принесёт настоящую пользу.

Марс довольно сильно похож на Землю, разве что ядро у него остыло. Если случится планетарная катастрофа — например, упадёт метеорит, появится вспышка на Солнце или разразится эпидемия, — Марс может стать для человечества новым домом. Именно по этим соображениям Илон Маск мечтает отправить экспедицию к нему как можно быстрее.

С какими проблемами столкнутся первые колонисты? Это и нехватка воды, и поиск источника энергии, и недостаток жилого места, и отсутствие магнитного поля для защиты от радиации. Давайте вспомним о произведениях, которые показывают это наглядно.

«Марсианин» (2015)

Режиссёр: Ридли Скотт.

О чём: история современного Робинзона Крузо, забытого на Марсе.

События фильма происходят в 2035 году. Миссия «Арес-3» вынуждена досрочно прекратить выполнение задач на Марсе из-за опасной песчаной бури. При эвакуации происходит несчастье — член команды, биолог Марк Уотни, получает смертельную травму.

Остальной экипаж успешно возвращается на орбиту и отправляется домой, к Земле. Тело Уотни им забрать так и не удалось. Однако позже выясняется, что герой не погиб — его биомонитор просто вышел из строя. Теперь ему предстоит в одиночку выжить на Марсе, пока земляне думают, как его забрать.

Ради чего стоит посмотреть: «Марсианин» — один из лучших представителей жанра твёрдой научной фантастики. Практически все события фильма и решения героев технически обоснованы, подкреплены законами физики и реально существующими теориями.

Пускай не все ключевые моменты из книги-первоисточника Энди Вейра удалось раскрыть, режиссёр Ридли Скотт смог мастерски перенести их на экран. Фильм хорошо продуман технически: уже в самом дизайне космического корабля «Гермес» и марсоходов можно разглядеть много скрытых решений.

«Марсианин» — самый жизнеутверждающий фильм во всей подборке. Это ода человеческому характеру, сообразительности, напористости. Причём это верно для всех героев — как для Марка Уотни и экипажа корабля, так и для тех, кто помогает им с Земли.

«Миссия на Марс» (2000), «Красная планета» (2000), «В плену космоса» (2001)

До «Марсианина» Голливуд несколько раз обращался к теме освоения Марса — в частности, в этих картинах. Про эти три фильма можно говорить вместе, поскольку у них очень похожие особенности и проблемы.

О чём: так или иначе, все они рассказывают о непредвиденной аварии.

«В плену космоса» рассказывает о группе астронавтов, которые отправились выполнять спасательную операцию и сами потерпели крушение на Марсе. Впоследствии они находят на планете таинственные руины.

«Миссия на Марс» рассказывает похожую историю, только в этот раз группа учёных целенаправленно отправляется на поиски внеземной жизни.

А в «Красной планете» первый контакт происходит случайно — во время беззаботного терраформирования планеты.

«Миссия на Марс»
«Миссия на Марс»

Ради чего стоит посмотреть: во всех трёх случаях создатели постарались показать реалистичную фантастику — с длительными межпланетными перелётами, роверами, громоздкими скафандрами.

Но, увы, несмотря на большой бюджет и использование настоящего реквизита НАСА фильмам не удалось создать убедительный образ будущего. Сегодня технологии в них выглядят устаревшими.

Но настоящая проблема этих картин — сюжеты. Во всех трёх полно типичных клише о жизни на Марсе, популярных в то время. Только у создателей «Красной планеты» получилось сделать страшный и достаточно правдоподобный твист.

И всё же в этих картинах есть толика обаяния, ощущение приключения, неизведанного мира.

«Последние дни на Марсе» (2013)

Режиссёр: Рори Робинсон.

О чём: 2040-й год, заканчиваются последние часы работы полугодовой миссии на Марсе. Меньше чем через 19 часов за экипажем из восьми человек прибудет корабль «Аврора», который заберёт их на Землю. И всё бы ничего, но перед отлётом один из учёных самовольно отправляется взять несколько проб грунта.

«Последние дни на Марсе» — точно такой же триллер, как и три предыдущих фильма. У него есть ореол научной фантастики, но события очень быстро сводятся к выживанию во враждебной среде и пряткам от таинственного врага.

Ради чего стоит посмотреть: хотя бы ради технологий будущего — того, как представили комплекс, роверы, внутреннее убранство станции. Всё-таки «Последние дни на Марсе» на десятилетие моложе других ужастиков о Красной планете, и это заметно. Кроме того, несмотря на избитый сюжет, на судьбу героев не будет всё равно.

«Марс» (сериал, 2019)

Режиссёр: Рон Ховард.

О чём: псевдодокументальная история от National Geographic о колонизации Марса.

За последнее время вышло сразу несколько сериалов о колонизации соседней планеты. «Вдали» от Netflix и «Первых» от Hulu закрыли сразу после первого сезона из-за низких рейтингов, а вот «Марс» — совсем иной случай.

Он рассказывает о команде из шести астронавтов, которые в 2033 году отправились в первую пилотируемую экспедицию на Марс. Сериал следит за работой первых колонистов на протяжении десяти лет, показывая, с какими трудностями они столкнутся.

Ради чего стоит посмотреть: повествование в сериале постоянно прерывается вставками с настоящими учёными и популяризаторами науки. Они рассказывают, насколько реалистичны события, какие есть подводные камни и как эти проблемы можно будет преодолеть.

Среди комментаторов — астрофизик Нил Деграсс Тайсон, инженер Роберт Зубрин, предприниматель Илон Маск, писатель Энди Вейр и другие. Это единственный научно-фантастический сериал с такой концепцией на космическую тематику.

Источник: dtf.ru

promo fanfanews march 17, 2019 20:04 8
Buy for 20 tokens
Успешных фильмов по произведениям Стивена Кинга довольно немного относительно всех его экранизаций. Тем не менее, продюсеры свято верят в то, что имя Кинга гарантирует сборы и бьются за права на его книги. В этом году нас ждет вторая часть « Оно », новая версия « Кладбища домашних животных »,…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded